Авиационные часы

Авиационные бортовые часы типа АЧС-1М

 

Описание и инструкция по эксплуатации и монтажу

 

Назначение

Часы предназначены для показания текущего времени в часах и минутах, измерения времени полета в часах и минутах и измерения коротких промежутков времени до 30 минут в минутах и секундах.

Примечание. Часы, имеющие на циферблате индекс К, предназначены под освещение красным светом, индекс В — со светомассой временного действия.

Технические данные

Габаритные размеры, мм 85х91,4х91,4

Вес часов, г 655

Продолжительность хода часов в сутках 3

Суточный ход часов при t +20±5 градусов С, сек ±20

Количество камней 26

Напряжение питания электрообогревателя постоянным током 27 в ± 2,7 в

Сопротивление электрообогревателя, ом 50 ± 2

Начало работы часов после двух полных оборотов заводной головки.

Комплектность

 

В комплект часов входят:

  1. Часы АЧС-1М 1 шт.
  2. Паспорт часов 1 шт.

Конструкция часов

Часы АЧС-1М состоят из трех механизмов:

а) механизм обычных механических часов для отсчета текущего времени;

б) механизма секундомера для замера и отсчета коротких промежутков времени;

в) механизма времени полета для показаний времени нахождения самолета в пути.

Все три механизма имеют кинематическую связь в виде рычажной системы и работают от двигателя механизма часов.

Механизм обычных часов работает непрерывно, а механизмы времени полета и секундомера могут включаться и выключаться, т. е. эти механизмы могут работать порознь или одновременно.

Часы заключены в корпус, снабженный электрообогревателем с терморегулятором.

Для снятия показаний времени служит циферблат, на котором имеются три шкалы:

1) большая шкала, которая служит для отсчета времени работы часов в часах и минутах и времени работы секундомера в секундах;

2) шкала «Время полета» служит для отсчета времени полета в часах и минутах;

3) шкала секундомера «сек» служит для отсчета минут работы секундомера.

Управление часами осуществляется двумя кнопками:

левая — предназначена для заводки часов, перевода стрелок, пуска, останова и возврата на нуль стрелок механизма времени полета;

правая — предназначена для пуска и останова часов; пуска, останова и возврата на нуль стрелок секундомера.

Механизм обычных часов

При работе механизма часовая и минутная стрелки двигаются непрерывно.

Механизм состоит из двух пружинных двигателей, колесной передачи, спуска и колебательной системы.

Вспомогательной частью механизма является устройство для заводки часов и перевода стрелок.

Заводка часов производится вращением левой заводной головки против часовой стрелки. Обратного вращения головка не имеет. Полная заводка пружин обеспечивает работу механизма в течении трех суток.

Для обеспечения точности хода часов должны заводиться один раз в двое суток.

Взаимодействие частей заводки

Заводная головка 9 вращается вместе с заводным трибом 10. Зубцы заводного триба, вращая заводное колесо 2, насаженное на квадрат вала барабана 12, передают вращение валу барабана.
Вал барабана закручивает заводную пружину 1. Вращению вала барабана в обратную сторону препятствует собачка. Вращение заводного колеса второго пружинного двигателя осуществляется от заводного колеса 2 через заводное промежуточное колесо.

Взаимодействия частей перевода

При вытягивании левой заводной головки 9 до упора защелка 11 входит своим концом в канавку заводного триба и фиксирует его в этом положении. При вращении заводной головки заводной триб вращает переводное колесо 8, вращающее минутное колесо 3. Через него вращение передается трибу минутной стрелки 4, фрикционно связанному с трибом центрального колеса. Вращение часового колеса 5 передается от триба минутного колеса 3. На втулку часового колеса насаживается часовая стрелка 7, на верхний уступ триба минутной стрелки — минутная стрелка 6.

Механизм времени полета

Работа механизма времени полета определяется тремя положениями сигнального моста.
Положение I — пуск в ход.

При нажиме на левую головку пусковой рычаг 1 счетного механизма, перемещаясь, поворачивает колонное колесо 2 на один храповый зуб. В этом положении, как и в любом другом, колонное колесо фиксируется пружиной 3. Пусковой рычаг возвращается в исходное положение спиральной пружиной 4. При повороте колонного колеса рычаг времени полета 5 соскакивает с колонки колеса и под действием пружины 6 падает во впадину. Вращаясь на винте 7, рычаг вводит колесо 8 и триб 9 в зацепление с минутным 10 и часовым 11 колесами.

Одновременно колонка колонного колеса, нажимая на выступ молотка 12, поднимает его из впадины на колонку (первый подъем молотка) и отводит от сердечек 13 и 14. Сердечки начинают вращаться вместе с минутным и часовым колесами времени полета. Механизм времени полета начинает работать.

Положение II — останов механизма.

При втором нажиме на левую головку пусковой рычаг 1, перемещаясь, поворачивает колонное колесо 2 еще на один храповой зуб. При этом рычаг времени полета 5, поднимаясь из впадины на колонку и поворачиваясь вокруг винта 7, выводит колесо 8 и триб 9 из зацепления с минутным 10 и часовым 11 колесами.

Одновременно молоток 12 вместе с сигнальным мостом 15, поворачиваясь вокруг оси 16, поднимается вторым уступом на колонку колонного колеса (второй подъем молотка).

Механизм времени полета останавливается.

Положение III — возврат стрелок.

При третьем нажатии на левую головку пусковой рычаг 1, перемещаясь, поворачивает колонное колесо 2 еще на один храповой зуб. При этом рычаг времени полета 5 скользит по колонке колонного колеса и положения своего не меняет. Молоток 12 вместе с сигнальным мостом 15 соскакивает с колонки и под действием пружины 17 падает во впадину колонного колеса, ударяя по минутному 13 и часовому 14 сердечкам. Сердечки под действием силы удара молотка начинают вращаться и вместе с минутной и часовой стрелками времени полета возвращаются в нулевое положение.

Механизм секундомера

Работа механизма секундомера определяется тремя положениями.

Положение I — пуск в ход.

При нажиме на правую головку пусковой рычаг 18, перемещаясь поворачивает колонное колесо 8 на один храповой зуб. Колонное колесо фиксируется пружиной 10. Пусковой рычаг возвращается в исходное положение пружиной 17.

При повороте колонного колеса мост рычага секундомера 4 и рычаг качающегося триба 11 соскакивает с колонок и под действием пружин 5 и 13 падают во впадины колонного колеса, вводя в зацепление колесо 1 с секундным хронографным колесом 2 и колесо качающегося триба 14 с минутным хронографным колесом 16.

Одновременно колонка колонного колеса, нажимая на выступ молотка 9, поднимает его из впадины на колонку. Молоток, поворачиваясь вокруг своей оси, освобождает сердечки 15 и 3 и последние вместе с минутным и секундным хронографными колесами начинают вращаться.

Механизм секундомера начинает работать.

Тормоз 6, находясь на колонке колонного колеса, скользит по ней, оставаясь в неизменном положении.

Положение II — останов механизма.

При повторном нажатии на правую пусковую головку пусковой рычаг 18 снова поворачивает колонное колесо на один зуб, которое в свою очередь, своими колонками поднимает из впадины на вершину рычаг секундомера 4 и рычаг качающегося триба 11 и, таким образом, отводит колесо 1 от колеса 2 и качающийся триб 14 от колеса 16.

Передача вращения на секундную и минутную стрелки прекращается. Тормоз 6, также управляемый колонным колесом, фиксирует показания секундной стрелки и предохраняет ее от произвольного смещения в момент выключения секундомера, а также предохраняет стрелку от смещений и сползаний при действии вибраций. Как тормоз 6, так и двойной молоток 9 работают под действием пружин 7 и 12 и обеспечивают при нахождении во впадине колонного колеса торможение и возврат на нуль стрелок секундомера.

Положение III — возврат стрелок на нуль.

При последующем, третьем, нажатии на правую пусковую головку пусковой рычаг 18 снова поворачивает колонное колесо на один зуб, и таким образом обеспечивает такое расположение взаимосвязанных деталей, при котором тормоз 6 отводится от колеса 2, а двойной молоток, спадая во впадину, под действием пружин 7 и 12 ударяет по сердечкам и возвращает на нуль стрелки секундомера.

Электрообогреватель

Электрообогреватель служит для поддержания в часах рабочей температуры при температуре окружающей среды ниже +5 градусов С. Он рассчитан на постоянный ток напряжением 27 вольт с допускаемым отклонением ±2,7 в. Сопротивление электрообогревателя в пределах 50 ом ±2 ома.

 Электрообогреватель состоит из нихромовой проволоки сечением 0.16 мм, намотанной на слюдяные пластинки и изолированной слюдяными прокладками. Пластинки крепятся в крышке обогревателя подгибкой усиков. Крышка обогревателя крепится к основанию обогревателя двумя выводами. Один вывод соединен с винтом и непосредственно включается в сеть; другой вывод соединен с терморегулятором и через него и другой винт также включен в сеть.

Терморегулятор служит для включения электрообогревателя при температуре в часах ниже +5 градусов С и выключения электрообогревателя при повышении температуры выше +25 градусов С и исключения тем самым перегрева механизма.

Инструкция по эксплуатации

Заводка часов

Заводку часов производить вращением левой заводной головки против часовой стрелки до отказа.

Не допускается приложение излишнего усилия на заводную головку в конце заводки пружины, так как это может привести к поломке часов.

Перевод стрелок

Чтобы произвести перевод стрелок, необходимо вытянуть левую заводную головку до упора и, вращая ее против часовой стрелки, произвести установку времени.

Перевод стрелок следует производить, предварительно выключив механизм времени полета, т.е. когда в сигнальном отверстии циферблата виден белый цвет.

Установка точного времени

Установка стрелок на точное время следует производить следующим образом:

а) остановить часы, для чего повернуть правую головку по часовой стрелке;

б) нажимом на правую головку возвратить секундную и минутную стрелки секундомера на ноль;

в) произвести установку минутной и часовой стрелок на точное время (см. п. 2);

г) при подаче сигнала точного времени поворотом правой головки против часовой стрелки пустить часы.

При эксплуатации часов при температуре ниже +5 градусов С необходимо перед установкой стрелок на точное время включить электрообогреватель и прогреть часы в течение 5 — 7 минут.

Пользование кнопками управления

  1. Для пуска в ход механизма времени полета нажать на левую заводную головку. В отверстии циферблата появляется красный сигнал.
  2. Для остановки механизма времени полета нажать на левую заводную головку. В отверстии циферблата виден сигнал красного и белого цвета.
  3. Для возврата стрелок механизма времени полета в нулевое положение нажать на левую заводную головку. В отверстии циферблата виден белый сигнал.

 

Работа механизма времени полета часов, предназначенных для эксплуатации под освещение «красным светом» и имеющих на циферблате индекс К, определяется тремя положениями сигнального моста, покрытого красками белого и серого цвета.

  1. Для пуска в ход механизма времени полета нажать на левую заводную головку. В отверстии циферблата появляется серый сигнал.
  2. Для остановки механизма времени полета нажать на левую заводную головку. В отверстии циферблата виден сигнал серого и белого цвета.
  3. Для возврата стрелок механизма времени полета в нулевое положение нажать на левую заводную головку. В отверстии циферблата виден белый сигнал.

Пуск в ход, останов секундомера и возврат в нулевое положение секундной стрелки и стрелки минутного счетчика производятся последовательным нажатием правой заводной головки.

Регулировка часов

При отставании часов следует регулятор подвинуть по шкале по направлению знака (+), если часы спешат, то к знаку (-) (рис.8).

Перемещение регулятора на одно деление шкалы вызывает изменение хода часов на 15 секунд в сутки. Регулировку часов следует производить в случае, если их суточный ход превышает ±20 секунд, но часы имеют постоянство суточного хода.

Монтаж

При установке часов на приборную доску объекта следует снять крепежную скобу 1 (рис.7), отвинтив предварительно крепежные гайки 2 и сняв шайбы 3, часы вставить в гнездо приборной доски 4 с лицевой стороны. Надев крепежную скобу и шайбы, закрепить часы гайками от руки, при этом перекос скобы не допускается. Во избежание порчи часов категорически запрещается производить затяжку зубчатых гаек ключом или плоскогубцами. После установки следует подключить электрообогреватель часов к сети постоянного тока напряжением 27 вольт.

 

Порядок: 
Показать по: 
АГМ КП 3927 ТЧ-132

АГМ КП 3927 ТЧ-132

Часы авиационные. СССР, 1 ГЧЗ, Чистопольский часовой завод, 1943 год. 

АГМ КП 3934 ТЧ - 139

АГМ КП 3934 ТЧ - 139

Часы авиационные. СССР, Чистопольский часовой завод, 1949 год

документы и фотографии авиационных часов

документы и фотографии авиационных часов

Приказ от 13 июля 1942 года об организации производства авиационных часов на 1 Государственном часовом заводе

Порядок: 
Показать по: