Корабельные часы
Корабельные часы
Производство судовых часов в России из импортных деталей началось еще до революции на базе астрономической обсерватории в Пулкове. После революции большинство специалистов по изготовлению хронометров покинули страну.
В Советском Союзе существовал огромный спрос на часы технического назначения.
С середины 1930 гг. 1 и 2 Государственные часовые заводы выпускали настенные часы для судов. В довоенное время они имели деревянный корпус, позже металлический корпус, и 12-часовой и 24-часовой циферблаты. В настенных часах для радиорубок на циферблате красным цветом выделяли минуты (3 мин. каждые 15 минут), когда радиопередатчики работают только на прием для получения сигналов SOS. После 1945 г. были модернизированы настенные судовые часы. Их производство было налажено на Чистопольском часовом заводе. Это часы с цилиндрическими хромированными корпусами с защитной крышкой из стекла. С 1960-х гг. часы выпускали в матовых лакированных корпусах на деревянном креплении для настенной панели. Крышка отпирается заводным ключом.
В 1930-е – начале 1940-х гг. был заключен ряд договоров на поставку морских хронометров с Англией и Германией. В СССР незначительное количество хронометров выпускалось из деталей, ввезенных до революции.
В 1940-х гг. на 1 ГЧЗ им. Кирова открылся цех по производству палубных часов и морских хронометров для гражданских и военных судов. В первые же месяцы Великой Отечественной войны руководители Советского Союза, понимая всю важность производства приборов точной механики для фронта, перевели часовые заводы в ведение Народного комиссариата минометного вооружения СССР (НКМВ). Первый Государственный часовой завод стал называться заводом № 845 и в октябре 1941-го был эвакуирован в Златоуст. Всю войну завод работал на нужды фронта, производя авиационные часы, морские и авиационные хронометры.
Во время Второй мировой войны компания «Ulysse Nardin» снабжала СССР хронометрами и палубными часами. В 1941 году компания «Ulysse Nardin» поставила в Советский Союз около 400 морских хронометров. Она же поставляла палубные часы и продала Советскому Союзу лицензию на их производство.
Помимо этого, палубные часы в СССР во время войны поставляла компания «Lemania».
Морской хронометр – прецизионный прибор времени, служит для хранения времени на корабле. Отрегулирован по среднему солнечному времени. Верхний камень оси баланса - алмазный. Их выпуск был начат на 1 ГЧЗ с 1939 г. Помимо основного хронометра на борту (либо на шлюпке) должен находиться запасной хронометр для сверки времени. Также вторичный хронометр предназначался для переноса показаний точного времени с берега на судно.
Палубные часы — корабельный прибор для измерения времени, представляет собой модифицированные карманные часы. Основное назначение — относительно точное измерение промежутков времени при артиллерийских и торпедных стрельбах, а также при определении места по оптическим приборам. Палубные часы ежедневно поверяются корабельным хронометром.
Производство палубных часов в СССР началось примерно в 1940 г. (серийный выпуск в послевоенное время).
После войны СССР наладил полномасштабный выпуск всех видов судовых часов. Ведущую роль в этом сыграли «НИИ Часпром» и 1 Московский часовой завод.
С 1949 г. цех по производству палубных часов и морских хронометров 1 МЧЗ начал выпуск морских хронометров с техническим названием "6МХ". Позже появляются хронометры «9МХ», «2МХЗ», «АКУ». Корабельный хронометр производится до настоящего времени и является обязательным на судах. Хронометр принес славу советской часовой промышленности. Его экспортировали во многие страны мира. В 1977 году морские хронометры и палубные часы Первого Московского часового завода «совершили поход» к Северному полюсу на атомоходе «Арктика» и с честью выдержали испытание. За период выпуска хронометра «6 МХ» существовало две стандартные модификации: с пружинным ходом для ВМС и с анкерным ходом для ВВС. Обе модификации выпускались как с электрическими контактами, так и без них.
Палубные часы с механизмом калибра 53303, одно из лучших творений Первого Московского Часового Завода. Механизм является наследником семейства палубных хронометров фирмы Ulysse Nardin, однако конструкция переработана для подключения центральной секундной стрелки по более оптимальной схеме.
С 2016 года название "6МХ" было зарегистрировано в качестве товарного знака. На сегодняшний день под товарным знаком "6МХ" выпускаются мануфактурные морские приборы точного времени, а также наручные часы с повышенной защитой от попадания воды.